В отличие от многих сверстников Олег никогда не перебирал виды спорта, прежде чем остановиться на каком-либо одном. Выбор в пользу футбола был сделан в раннем детстве, хотя маме, известной в Советском Союзе бегунье, очень хотелось, чтобы Олег стал легкоатлетом.
Он был принят в юношескую школу "Динамо" (Киев), затем в дубль прославленного клуба. Вскоре занял прочное место в основном составе команды, с которой стал 7-кратным чемпионом СССР, пять раз с товарищами по команде совершал круг почета после побед в розыгрыше Кубка СССР.
Блохин (родился 5 ноября 1952 года в Киеве) последовательно играл за сборные СССР: юношескую, молодежную (второй призер соответствующего чемпионата Европы 1972 года), олимпийскую (бронзовый призер на двух Олимпийских играх - в 1972 и 1976 годах), первую (в 1977, 1979 и 1981 годах был ее капитаном).
Поначалу молодому Блохину казалось, что опытные партнеры мало и плохо взаимодействуют с ним. Поэтому он часто старался, едва завладев мячом, совершать сольные проходы, полагаясь на свою высокую скорость. Но когда Олег обрел ровное дыхание и избавился от ненужной суеты, характерной для новичков, партнеры поняли, что он уже почти равный среди них, опытных. А потому они сами стали искать его и находить в сложнейших ситуациях.
В 1975 году, когда киевские динамовцы выиграли Кубок кубков и Суперкубок, а к Олегу пришло международное признание, он уже слыл футболистом, определяющим командную игру. Он уверенно взаимодействовал со всеми партнерами, маневрировал по фронту атаки, решительно вступал в борьбу при потере мяча, оказываясь организатором многих комбинаций.
Ему принадлежат все личные рекорды в советском футболе. Так, например, за сборную СССР он провел 112 матчей (больше, чем кто-либо) и забил 47 мячей. Сыграл в чемпионатах СССР 432 раза и забил 211 мячей (это еще два всесоюзных рекорда). В пяти случаях (чаще других) возглавлял список бомбардиров очередного первенства СССР. 15 раз (как никто другой) назывался в числе лучших игроков сезона, причем в 13 (!) случаях под первым номером. Трижды в результате референдума советских спортивных журналистов, организованного еженедельником "Футбол-Хоккей", признан лучшим футболистом СССР (в 1973, 1974, 1975 годах), Заслуженный мастер спорта.
Он становится обладателем "Золотого мяча", иначе говоря, первым футболистом Европы (по опросу еженедельника "Франс футбол"), а спустя шесть лет в таком же анкетировании ведущих спортивных изданий Старого Света располагается на пятой строчке. Блохин дважды входил в сборную команду Международной федерации футбола (ФИФА) - в 1979 году против западногерманской команды "Боруссия" из Дортмунда, а в следующем сезоне - против испанской "Барселоны", играл за сборную команду Европейского футбольного союза (УЕФА) против сборной ЧССР (в 1981 году) и за сборную Европы (в 1982 году) против сборной остального мира. Имя Олега Блохина навечно вписано в историю европейского футбола, причем золотыми буквами.
Выступал за клубы
"Динамо" Киев (1969-88)
"Форвертс Штайр" (1988-89)
"Арис" Лимасол (1989-90)
На протяжении почти двадцати лет Блохин сохранял прекрасную форму, отказывая себе во всех удовольствиях. Никита Симонян считает, что Блохин имел бы на своем счету больше забитых мячей, играй он на острие атаки. И когда однажды великий бомбардир сказал об этом Олегу, тот согласился и одновременно возразил: "А обеднил бы свою игру".
Блохин по праву считался универсальным форвардом. В 1973 году он забил гол сборной Франции с позиции левого крайнего. В том же сезоне он дважды поразил ворота московских одноклубников - из зон левого полусреднего и центрального нападающего ворота "Арарата" расстрелял под очень острым углом.
Любимый прием - рывок, отрыв, удар - он особенно ярко продемонстрировал на мюнхенском стадионе в первой встрече за Суперкубок между "Баварией" и киевлянами. Тогда он точно ударил в дальний угол. Гол, который благодаря телевидению видела вся Европа, восторженные футбольные комментаторы и репортеры назвали фантастическим, а потом при воспоминаниях не иначе как хрестоматийным. Настолько Олег Блохин в одиночку, непринужденно тогда расправился со звездами "Баварии" во главе с легендарным Францем Беккенбауэром, лучшим футболистом Европы 1972 и 1976 годов, за свою выдающуюся манеру игры получившим прозвище Кайзер.
{mosimage} Тот блохинский гол стал единственным в мюнхенском матче. А в ответной игре, состоявшейся на киевском стадионе, Олег забил баварцам еще два мяча, оказавшихся безответными, и его команда завладела Суперкубком.
Ни для кого не было секретом, что у Блохина непростой характер, как почти у каждого талантливого человека. Славный человек, он все переживал острее, чем кто-либо из партнеров.
В первый день любого предматчевого сбора все видели недовольное лицо Блохина. Тренеры всегда знали, что последуют его жалобы на колено, сустав, голеностоп, радикулит. Всякий раз киевлянина внимательно выслушивали, а потом говорили непременно одно и то же: "Ну ты же боец! Ведь ты все равно выйдешь на поле и сыграешь. Болит не болит, ты должен играть". Олег в ответ широко улыбался, разводил руками. Все это напоминало нехитрую детскую игру с давно известными правилами...
На тренировочной базе сразу после приезда Блохин спешил к доктору - приходил первым, уходил последним. А начинал тренироваться, потом играть и о болячках забывал. Никита Симонян называет это свойством таланта, оказавшегося в своей стихии.
Закончив в 1987 году играть за киевское "Динамо", Олег Блохин потом в течение года выступал за австрийскую команду "Форвертс" (Штайр), после чего в Киеве был проведен последний с его участием матч - сборная ветеранов СССР встретилась со звездами мирового футбола.
Простившись с киевскими болельщиками, Блохин уехал на Кипр - играл за "Арису" (Лимасол). Спустя год окончательно повесил бутсы на гвоздь - стал тренером. На протяжении двух с половиной лет возглавлял "Олимпиакос" (Пирей), который за это время, имея в составе советских футболистов Олега Протасова, олимпийского чемпиона Юрия Савичева и Геннадия Литовченко, дважды был вторым призером чемпионата Греции и один раз одновременно выиграл Кубок Греции. Благодарные греки однажды отправились в Киев на встречу с местными динамовцами в связи с 50-летием полюбившегося им тренера, который после истечения контракта на год ушел работать в другой греческий клуб - ПАОК (Салоники). На протяжении чуть более двух лет Блохин тренировал "Ионикос" (Афины). В сентябре 2003 года Блохин был назначен главным тренером национальной сборной Украины, и вместе с ней дошёл до четвертьфинала чемпионата мира 2006.
Олег Владимирович Блохин - автор книг "Гол, который я не забил", "Право на гол" (в соавторстве), "Экзаменует футбол", "Футбол на всю жизнь" (два издания).
С ранних лет, когда все его сверстники хотели быть нападающими, Ринат предпочел игру вратаря и, конечно, он не ошибся. Ринат Дасаев является воспитанником астраханской футбольной школы.
Родился Ринат Дасаев 13 июля 1957 года. Полтора года играл в родном астраханском "Волгаре". Мастер спорта международного класса. Ринат Дасаев был вратарем московского клуба "Спартак" и сборной Советского Союза с 1979 по 1988 г. В качестве "спартаковского" вратаря, Ринат Дасаев вышел на поле в начале 1978 года, в составе которого провел 335 матчей. Окончил московский областной государственный институт физической культуры. И всего спустя год, Ринату Дасаеву доверили защищать ворота сборной СССР. В этом же году ему, в составе московского "Спартака", была вручена золотая медаль чемпиона страны.
В 1981 году в отборочных матчах с командами Чехословакии, Уэльса и Турции, проходивших до финальной части двенадцатого чемпионата мира, Ринату Дасаеву пришлось доставать мяч из своих ворот только один раз и это в том случае, когда вратари команд соперников делали это тринадцать раз. В футбольном сезоне восемьдесят второго года Ринат участвовал во всех международных матчах и в шести матчах из десяти не пропустил в свои ворота ни одного мяча. Проводимый в те годы статистический опрос среди спортивных журналистов, популярным еженедельником "Футбол-хоккей", назвал Рината Дасаева лучшим футболистом Советского Союза за 1982 год.
Ринат Дасаев — один из лучших игроков чемпионата мира-82 в Испании. Дасаев входил на чемпионате в состав всевозможных символических сборных, отлично сыграв в воротах сборной страны. Спартаковского голкипера отличали игровая стабильность и трудолюбие на тренировках.
В 1988 году Ринат Дасаев был признан "Лучшим вратарем мира". Ему был отдан приз "бронзовый мяч, наглухо заключенный в тиски вратарских перчаток". После выступления на чемпионате Европы в 1988 в Германии, Дасаев занял место в воротах испанской "Севильи". Ринат Дасаев - прекрасный вратарь, с потрясающей техникой, уравновешенной психикой, умением точно выбрать место. Такую характеристику дал голкиперу "Спартака" и сборной Олег Блохин.
Выступал за клубы
"Волгарь" Астрахань (1975-77)
"Спартак" Москва (1978-87)
"Севилья" (1988-91)
В финале чемпионата Европы в 1998 году Дасаев пропустил во втором тайме невероятный гол от голландца Марко Ван Бастена. Настолько невероятный, что поначалу все только говорили: ну как же может классный вратарь пропускать такие мячи. Потом, по прошествии времени, когда годами бастеновский гол "крутили" по всем мировым футбольным телепрограммам, стало понятно: Дасаев пропустил тот мяч только потому, что никто иной, кроме Ван Бастена, его бы не забил никогда.
После Европы-88, после официального признания Дасаева Международной федерацией футбольной истории и статистики лучшим вратарем мира интерес к спартаковскому голкиперу проявили несколько западноевропейских клубов. Выбор "Спартака" и Дасаевым был сделан в пользу испанской "Севильи". Учли, надо полагать, все, кроме одного: в испанском первенстве, как ни в каком, наверное, другом национальном чемпионате (если вести речь, разумеется, только о ведущих в футбольном отношении странах), публика относится к вратарям весьма пренебрежительно. К совершающим ошибки - тем более. А уж к иностранцам...
{mosimage}В "Севилье" чудес от Дасаева стали ждать все. Защитники, смело уходившие вперед, забывавшие возвращаться и оставляющие своего вратаря на растворение. Тренеры, полагавшие, что приобрели кирпичную стену, а потом пренебрегавшие тщательной тренировочной работой по наигрыванию эффективных оборонительных систем со своим местом в них голкипера. Зрители, убежденные прессой в том, что в клубе появился супервратарь, который один может справиться с соперниками, и раздражавшиеся от любой дасаевской неточности, даже самой мелкой. Работа в "Севилье" на пользу Дасаеву (со спортивной, конечно же, точки зрения прежде всего) не пошла.
Это обнаружилось, в частности, на итальянском чемпионате мира - в первом же матче против румынской сборной. Он уже не так, как прежде, когда играл дома, взаимодействовал с защитниками, в Испании его реакция замедлилась, он стал "терять" ворота, чего раньше почти никогда не случалось. Дело не в возрасте: на чемпионате мира - 90 ему было всего 33 - сущий пустяк для вратаря. Но Дасаев и закончил в 34, хотя вполне мог играть до 40. За сборную СССР в общей сложности Ринат провёл 94 матча.
После окончания игровой карьеры Ринат Файзрахаманович Дасаев долгое время не возвращался в футбол. В Россию он вернулся только спустя десять лет, как уехал. То есть в 1998 году, когда и был сыгран его прощальный матч. Только в 2003 году он вошёл в тренерский штаб национальной сборной России, в котором проработал три года. В 2006-м Дасаев начал работу в московском "Торпедо", а в 2008-м стал послом московского финала Лиги чемпионов. Кроме того, бывшая легенда вратарского цеха открыл свою собственную академию, где воспитываются не только стражи ворот.
Достижения:
Чемпион СССР: 1979, 1987
Бронзовый призёр Олимпиады: 1980
Финалист Чемпионата Европы: 1988
"Вратарь года" в России: 1980, 1982, 1983, 1985, 1987, 1988
Как и полагается выдающемуся бразильскому футболисту, у Зико есть гораздо более звучное полное имя – Артур Антуньес Коимбра. А кроме футбольного имени Зико у него есть и ещё одно прозвище – "Белый Пеле". Оно свидетельствует о том, что для Бразилии он был футболистом высочайшего, недостижимого для других класса. Великий Диди, чемпион мира 1958 и 1962 годов, как-то выдал Зико короткую, но исчерпывающую характеристику: "Он умеет делать на поле всё".
Зико и в самом деле обращался с мячом не хуже циркового жонглёра, умел совершать феерические индивидуальные проходы, но вместе с тем великолепно видел поле и мог отдать неожиданный длинный пас партнёру, разом выводя его на ударную позицию. У него был великолепный удар с обеих ног, а вдобавок он изумительно играл головой, зачастую опережая высокорослых защитников. Особенно же он славился исполнением штрафных ударов с расстояния в 20–25 метров. Когда он подходил к мячу, трибуны вставали, ожидая неминуемого гола. Футбольные статистики подсчитали, что он реализовал 80 процентов подобных штрафных – мастерски закручивал мяч в обход "стенки" в дальний от вратаря угол.
А ещё Зико прославился исключительно профессиональным, добросовестным отношением к футболу – он никогда не нарушал режима и на тренировках работал до седьмого пота. Когда тренировка заканчивалась, оставался на поле, продолжая отрабатывать удары из стандартных положений. Иной раз он пробивал до сотни таких ударов и буквально валился с ног от изнеможения.
Но в первую очередь, благодаря своему поразительному трудолюбию, Зико и стал великим футболистом. Он сделал себя, что называется, сам, поскольку отличался поразительным упорством и силой духа.
Поработать же над собой Зико предстояло изрядно – когда он двенадцатилетним мальчишкой пришел в юношескую школу "Фламенго", то весил всего 37 килограммов, да и ростом был чуть выше полутора метров. Взяли его лишь из-за исключительного дриблинга, которым он в ту пору уже владел, отточив технику в бесконечных сражениях дворовых команд. Но, глянув на него, тогдашний тренер основной команды "Фламенго" Флейтас Солиш сразу же сказал, что с такими физическими данными ничего из Зико не получится.
Тогда, чтобы доказать тренеру, что это не так, к чисто футбольным тренировкам Зико добавил изнурительные занятия в тренажерном зале. Он проводил здесь многие часы, доводя себя до изнеможения. Пять лет спустя он подрос до 172 сантиметров и набрал вес.
В 1971 году, в восемнадцать лет, он впервые вышел на поле в основном составе "Фламенго". А поскольку Зико не щадил себя не только в тренажерном зале, но и на бесчисленных футбольных тренировках, то прогрессировал от сезона к сезону. Разумеется, у него был огромный природный талант, но полностью он раскрылся лишь из-за его трудолюбия.
Уже в 1974 году Зико стал чемпионом штата Рио‑де‑Жанейро и забил за сезон 49 голов. Это было высшее достижение за всю историю клуба "Фламенго". В 1976 году тренер сборной Бразилии пригласил бомбардира на международный турнир, проводившийся в честь 200‑летия образования Соединенных Штатов Америки. В дебютном мачте Зико забил гол в ворота сборной Уругвая своим знаменитым ударом со штрафного, в обвод "стенки".
С тех пор Зико играл в сборной Бразилии постоянно, ему предстояло участвовать в трёх чемпионатах мира. На первом же из них, в 1978 году, бразильцы выступили относительно успешно, заняв третье место, однако самого Зико тогда преследовали травмы, и он играл не в каждом матче. Но ещё до чемпионата мира, в 1977 году, Зико был назван лучшим футболистом Южной Америки. Затем это случалось ещё дважды – в 1981 и 1982 годах.
Успехи "Фламенго" конца 1970‑х – начала 1980‑х годов во многом обусловлены феноменальной игрой Белого Пеле. Клуб не раз становился чемпионом штата Рио‑де‑Жанейро и не раз выигрывал титул чемпиона Бразилии, разыгрывавшийся в турнире чемпионов разных бразильских лиг. Вершиной клубных достижений Зико стал выигрыш в 1981 году Кубка Либертадорес – по результатам трёх финальных матчей "Фламенго" победил чилийский клуб "Кобрелоа". Из четырёх забитых бразильцами мячей все четыре были на счету Зико.
Артур Антунис Коимбра (ЗИКО) Родился: 3 марта 1953, Рио-де-Жанейро Амплуа: полузащитник Прозвища: Белый Пеле, Король Артур Выступал за клубы:
"Фламенго" (1967-83)
"Удинезе" (1983-85)
"Фламенго" (1985-89)
"Сумитомо Металс" Япония (1991-92)
"Касима Антлерс" Япония (1992-94)
В том же счастливом году "Фламенго" выиграл и Межконтинентальный кубок, победив в Токио английский "Ливерпуль" – 3:0. В токийском матче, правда, Зико голов не забивал, но его блестящая игра произвела на японцев неизгладимое впечатление.
Вершиной же достижений Зико в сборной Бразилии стал чемпионат мира 1982 года, проходивший в Испании. Бразильцы, впрочем, на этот раз не дошли даже до полуфинала, но зато сам Зико был в числе лучших бомбардиров, забив 4 мяча.
Как и многим великим бразильцам, Зико довелось поиграть и в Европе. В 1983 году он появился в итальянском клубе "Удинезе", а уже в следующем году был назван лучшим футболистом Серии A. Тем не менее, бразильца потянуло на родину, и в 1985 году он вновь оказался в родном "Фламенго". Но в одном из матчей он почти сразу же получил страшную травму, которая уже не позволила ему играть в прежнюю силу.
Из-за травмы и мексиканский чемпионат мира 1986 года оказался для Зико неудачным. Он был полон желания восстановиться, не щадил себя в тренажерном зале, и всё-таки это был уже совсем не тот великий футболист, что прежде. В Мексике он выходил в основном лишь на замену, а в четвертьфинальном матче со сборной Франции пережил настоящую футбольную трагедию.
Выйдя на поле за 20 минут до конца второго тайма при счёте 1:1, Зико, едва ли не в первый раз коснувшись мяча, вывел в штрафную площадку партнёра по нападению, которого французские защитники сбили с ног. Одиннадцатиметровый исполнял непревзойденный пенальтист Зико, однако французский вратарь угадал направление удара и отбил мяч. Другого случая забить гол бразильцам уже не представилось, а в серии послематчевых пенальти удачливее оказались французы. Это был последний матч Зико за сборную Бразилии.
За свой клуб "Фламенго" Зико выступал до 1989 года и ещё один раз успел стать чемпионом страны. А после завершения карьеры игрока судьба Зико сделала неожиданный поворот – знаменитого футболиста назначили министром спорта Бразилии. Но, видно, административная работа не пришлась ему по душе, раз в должности он пробыл лишь немногим больше года.
Сложив с себя полномочия, Зико немедленно отправился в Японию, где его хорошо помнили по блестящему матчу за Межконтинентальный кубок. В Японии как раз в это время была создана футбольная лига, и Зико, приняв предложение одного из японских клубов, провел ещё несколько сезонов в качестве игрока. Затем он продолжал свою футбольную карьеру в Японии уже в качестве тренера.